Горячая линия юридической помощи
≡ 

Порядок начисления коммунальных платежей

Вся сфера предоставления коммунальных услуг регулируется Жилищным кодексом (ЖК РФ). Но это не исключает возникновения спорных ситуаций.

Регулярные изменения размеров оплаты за коммунальные услуги обычно вызывают бурную реакцию среди жильцов многоквартирных домов.

Нередко обсуждается не столько обоснованность тех или иных платежей, как методика их исчислений.

Именно в процедуре вычисления и скрывается большая часть недоразумений и ошибок. Чтобы исключить возможные споры, иногда переходящие в судебные баталии, разработан и принят в работу ряд нормативных актов, содержащих все необходимые разъяснения.

Что входит в квитанцию за услуги ЖКХ?

Первое, что позволяет управляющим компаниям, обслуживающим многоквартирные дома и частный сектор, обходиться от претензий со стороны жильцов – грамотно составленная квитанция.

В ней всегда содержится обязательный набор реквизитов и информация обо всех начислениях, с разделением по установленным законодательством категориям.

Так, обязательной информацией для квитанций 2018 года считается следующее:

  • точный почтовый адрес жилого (нежилого) помещения, домовладения;
  • сведения о собственнике помещения (физическое лицо, организация);
  • полное наименование юридического лица, обслуживающего указанный адрес;
  • юридический и фактический адрес исполнителя;
  • банковские реквизиты, используемые для перечисления коммунальных платежей;
  • название месяца, к которому имеет отношение квитанция;
  • полное наименование каждого вида услуг, оплачиваемого с помощью нее;
  • тарифы, используемые для расчетов (отдельно для каждого из пунктов).

Полный перечень зависит от объемов предоставляемых услуг.

Здесь можно скачать образец квитанции на оплату коммунальных услуг.

Тарифы

В квитанции предусмотрены отдельные графы для каждого вида тарифа. В ней указаны, как переданные владельцем квартиры показания индивидуальных приборов учета, так и значения общедомовых приборов, суммы оплаты за капитальный ремонт зданий и др.

При наличии дневных и ночных тарифов они выделяются в отдельные строки и считаются, как разные услуги.

Благодаря этой информации потребитель может самостоятельно перепроверить верность начислений, сверить зафиксированные значения приборов с фактическими показаниями, а в случае несогласия предъявить обоснованную претензию.

В таблице представлены средние тарифы на коммунальные услуги:

Наименование услуги Тариф
отопление 1400 руб/1 Гкал
горячая вода 26,50 руб/м3
электроэнергия одноставочный тариф – 3,5 руб/кВтдневной тариф – 3,55 руб/кВтночной тариф – 2,14 руб/кВт
электроэнергия для домов, у которых установлены электрические плиты одноставочный тариф – 2,5 руб/кВтдневной тариф – 2,5 руб/кВтночной тариф – 1,5 руб/кВт
холодная вода 21 руб/м3
газ 5,40 руб/м3
водоотведение 21 руб/м3

Закон

Обязательность раскрытия информации гарантирована постановлением Правительства РФ №731 от 23.09.2010 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами».

В него регулярно вносятся изменения, призванные поддерживать нормативный акт в актуальном состоянии.

Рассчитываются платежи за потребленные услуги согласно формулам, установленным Постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011.

В случае внесения изменений, их включают в новую редакцию постановления и начинают применять от даты вступления в законную силу.

Контроль над соблюдением порядка раскрытия информации управляющими компаниями и соответствием начислений ими за коммунальные услуги возлагается на местные органы прокурорского надзора.

Нередко вопрос, как проверить правильность начисления коммунальных платежей, ограничивается подачей жалобы в прокуратуру.

Порядок начисления коммунальных платежей

Постановлением №354 предусмотрены формулы для расчетов всех существующих видов коммунальных услуг:

  • горячее и холодное водоснабжение;
  • газоснабжение;
  • отопление;
  • водоотведение (канализация).

Причем предусмотрена оплата при любых ситуациях, например, когда в квартире никто не проживает или никто не прописан, отдельно рассмотрен расчет для нежилых зданий и отдельных помещений, находящихся внутри многоквартирного жилого дома.

Обычно принято до 25 числа каждого месяца передавать по телефону или через интернет показания всех индивидуальных счетчиков.

Общедомовые приборы учета контролируют в управляющей компании самостоятельно.

В первых числах следующего месяца присылают квитанцию, которую надо оплатить до 10 числа согласно статье 155 ЖК РФ.

Как проверить?

Тексты тех постановлений, которыми регулируется деятельность управляющих компаний, находятся в свободном доступе – в печатных изданиях, в интернете. Поэтому сложностей с проверкой правильности расчетов обычно не возникает.

При затруднениях, когда сам хозяин жилья не владеет методикой и не может разобраться, то на помощь могут прийти юристы, практикующие в данном направлении.

Таких легко найти, например, в администрации, в отделах по защите прав потребителей. Они окажут посильную помощь вплоть до подачи претензии и обращения в суд.

Если никто не проживает

Немало вопросов у владельцев квартир возникает, если фактически они в ней не живут. Такое возможно, например, в летний период, когда они постоянно находятся на даче или регулярно уезжают в длительные командировки (работают вахтовым методом).

Полностью избежать оплаты коммунальных услуг не получится:

  • если на электричество, воду, газ установлены индивидуальные приборы учета, начисление будет осуществляться согласно переданным показаниям;
  • если показания не передавать в управляющую компанию, то за все виды услуг будет производиться начисление по схеме, применяемой, когда счетчиков нет.

Максимум, что можно сделать – написать в управляющую компанию заявление и предоставить документальное подтверждение об отсутствии в квартире жильцов.

Тогда за этот период могут сделать перерасчет начислений, касающихся:

  • воды;
  • газа;
  • электричества.

За общедомовые услуги вроде обслуживания, домофона, уборки подъездов, ремонта мест общего пользования хозяин квартиры должен платить независимо от места проживания.

То же нередко относится и к отоплению на зимний период.

Если никто не прописан

При отсутствии прописанных лиц в квартире начисления за коммунальные услуги будут идти все равно. В расчет обычно берется норматив на одного человека, причем касается это всех видов предоставляемых услуг.

Если жилье не используется по назначению, то единственным шансом уменьшить размер оплаты станет соответствующее заявление в управляющую компанию.

Благодаря этому возможен перерасчет за воду, электричество, газ.

За отопление и общедомовые услуги, так или иначе, придется платить, так как все затраты, как правило, распределяются между всеми собственниками жилья в равной степени (или согласно площади квартиры).

За фактически проживающих

В случае несоответствия количества фактически проживающих в квартире и прописанных в ней есть возможность добиться от управляющей компании перерасчета за все оказанные услуги, начисление за которые идет по нормативам потребления. Например, это газ, вода.

Такой вопрос обычно поднимается, когда зарегистрированных людей значительно больше тех, кто действительно живет в квартире.

Помимо заявления понадобится предоставить и справку о составе семьи, которую берут в ТСЖ или другом учреждении, осуществляющем паспортный контроль в конкретном доме (ЖСК, ЖЭК и т.п.).

В нежилом помещении

Особых отличий в начислении оплаты за коммунальные услуги для организаций нет, за исключением тех редких случаев, когда нежилое помещение не оборудовано счетчиками.

Тогда в качестве основы для расчетов будет браться объем коммунального ресурса. Когда приборы учета имеются, то потребление определяется тем же способом, что и у жильцов.

Еще одним отличием является то, что учреждение имеет право самостоятельно заключать договора с ресурсоснабжающими предприятиями, но в этом случае она имеет обязанность сообщать о потребленных объемах в управляющую организацию.

В новостройке

Немало вопросов возникает по оплате коммунальных услуг новостроек, когда все ресурсы уже подключены к жилому зданию, но еще продолжаются отделочные работы. Нередко у каждой такой квартиры есть собственник, купивший ее на стадии начала строительства.

Законодательством РФ определено, что обязанность оплачивать коммунальные услуги при таком развитии событий перекладывается на владельца только после подписания акта сдачи дома в эксплуатации.

До тех пор все затраты несет застройщик.

Незаконное

На практике может встретиться ситуация, когда в квитанции появляются суммы оплаты за непроведенные работы, например, ремонт подъезда, который по факту не осуществлялся.

Причиной неправильного начисления может быть и ошибка в программном обеспечении, используемом для расчетов и печати квитанций.

Бухгалтер может банально не обновить вовремя учетную программу и не будет внесено изменений в формулы расчета.

Происходит это намеренно или по халатности – для собственников квартир разницы нет. В любом случае такие начисления:

  • признаются незаконными;
  • подлежат перерасчету.

Как проверить правильность расчета?

В случаях возникновения сомнений в обоснованности начисленной суммы коммунальных платежей каждый собственник жилого или нежилого помещения имеет возможность для проверки управляющей компании.

Делается это путем подачи запроса почтой России, где будут указаны требования о разглашении следующей информации:

  • о наличии в дома приборов учета (общедомовых и индивидуальных);
  • о пломбировке, поверке этих приборов, наличии на них паспорта с указанием тех режимов, в котором они работают;
  • объемы общедомового и индивидуального потребления;
  • наличие в доме нежилых помещений.

Здесь можно скачать образец заявления в управляющую компанию по порядку начисления коммунальных платежей.

Выявить неправильное начисление на основании этих данных можно с помощью юриста или самостоятельно, достаточно провести все расчеты согласно формулам, указанным в постановлении №354.

В дальнейшем все собранные документы могут составить пакет для обращения в суд и взыскания неправильно начисленных сумм.

Нередко по обоснованной претензии управляющие компании производят корректировку без надзорных учреждений и подачи исковых заявлений, но готовиться к такому повороту событий желательно.

Законодательством РФ предусмотрен лимит в 20 календарных дней, в течение которых управляющая компания обязана дать письменный ответ. Помимо этого можно запросить и электронное письмо, его должны выслать не позже 2 дней с момента получения письма с запросом информации.

На видео об оплате услуг ЖКХ

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Жилищные вопросы © 2018 ·   Войти   · Все права защищены Наверх